Ритмы сегодняшнего дня трансформировали знаменитое высказывание незабвенного Остапа Бендера о Госстрахе в короткую фразу «Фирма гарантирует». Действительно ли она гарантирует, при каких условиях, надолго ли и что же такое гарантийные обязательства?

Они являются составной частью обязательств, которые принимает на себя производитель товара или работ перед покупателем или заказчиком в рамках связывающего их договора или в рамках действующего законодательства при отсутствии договорных отношений между ними. Как правило, эти обязательства действуют в течение оговоренного срока и предусматривают то или иное возмещение, если в течение гарантийного срока будет выявлено несоответствие качества товара или реализованных услуг установленным требованиям при условии четкого соблюдения заданных условий эксплуатации.

Производитель берет на себя такие обязательства в связи с наличием определенной вероятности ненадлежащего качества примененных материалов или нарушения технологии при производстве товара или выполнении услуг. Чем выше уровень производства, чем строже контроль на всех этапах и выше дисциплина труда, тем ниже такая вероятность. Как правило, те или иные нарушения качества проявляются в основном в течение недлительного промежутка времени в начале эксплуатации, носящего в теории надежности название «периода детской болезни». Производитель, имея статистические данные по отказам и закладывая определенный запас времени, устанавливает длительность гарантийного срока.

Что же такое гарантийный срок на деревянные полы и, в частности, на паркетный пол и чем он определяется? Качество паркетных полов, прежде всего, связано с основным материалом, который применяется при их сооружении. Речь идет о таком традиционном и привычном материале, как древесина. Наряду с множеством ее экологических, эстетических и технологических достоинств она обладает и некоторыми недостатками. Прежде всего, это зависимость геометрических размеров от изменений температурно-влажностного режима в помещениях. При установлении равновесной влажности древесины (увлажнении или высыхании), связанной с той или иной влажностью воздуха, изменение размеров паркетных планок может вызывать более или менее заметные изменения внешнего вида пола.

Величина деформации паркетных планок при переходе от зимнего сезона к летнему, т.е. при изменении относительной влажности воздуха от 30% до 65% и более, может быть заметной. При температуре 20°С равновесная влажность древесины изменится при таком переходе с 5,5% до 10% (на 5%). При этом прогнозируемая усредненная величина деформации с учетом конкретных коэффициентов деформации для некоторых пород составит:

  • для тика 0,13х5 = 0,65% или 0,39мм для планки шириной 60мм,
  • для дуба 0,26х5 = 1,30% или 0,78мм для планки шириной 60мм,
  • для бука 0,31х5 = 1,55% или 0,93мм для планки шириной 60мм.

Реальная деформация, как правило, оказывается меньше расчетной. Для планок большей ширины или для длинномерных однослойных материалов напольных покрытий из дерева (доска из массива, например) по понятным причинам деформация может быть большей. Вместе с тем для таких видов деревянных напольных покрытий, как многослойная паркетная доска и инженерная доска благодаря их конструкции удельная деформация меньше.

При соблюдении правил эксплуатации, предусматривающих наличие в помещениях температуры в диапазоне 18-23°С и относительной влажности в пределах 40-50%, для хорошего паркета и квалифицированных укладчиков проблемы не возникают.

Поскольку в наших условиях наиболее резкие изменения температуры и влажности имеют место, по крайней мере, дважды в год при начале и окончании отопительного сезона, у большинства отечественных паркетных фирм гарантийный срок определен в один год. Практика показывает, что за год паркет о себе все расскажет. И этот срок имеет в России достаточно длительную традицию.

Вот как по архивным данным формулировались обязательства паркетчика, укладывавшего цветные полы в нижнем и антресольном этажах старого Эрмитажа в XIX веке: «Настланные паркетные полы с галтелями сдавать совершенно чистые, плотные, без всякой замазки и натертые воском, глянцевитые. За прочность полов ответствовать мне один год, и какие окажутся повреждения исполнять их беспрекословно» (из книги К. А. Соловьева «Русский художественный паркет»).

В некоторых случаях производители, имеющие долголетнюю положительную статистику, уверенные в качестве своей продукции и применяющие апробированные долгой практикой качественные материалы от лучших мировых производителей, берут на себя повышенные обязательства, устанавливая более длительные гарантийные сроки на свою продукцию и работы. Иногда это делается с рекламными целями, особенно при продвижении на рынке новых марок товаров и видов услуг.

Многолетний опыт компании ВЕРНИСАЖ, организация паркетных работ по конвейерному принципу, когда специалисты разбиты в пределах технологического цикла по видам операций, использование деревянных напольных покрытий отечественного и импортного производства с качественной и индивидуальной для каждой породы дерева сушкой, обеспечивающей минимальный уровень внутренних напряжений в древесине, применение высококачественных материалов паркетной химии от лучших мировых производителей, включая Berger-Seidle, жесткий контроль качества на всех этапах работ – все это дает компании уверенность в конечных результатах своей работы.

Годичный срок гарантии - это тем более ответственное решение, если речь идет о создании художественных паркетных панно из более чем десятка разновидностей древесины. Такие композиции предъявляют повышенные требования к совместимости пород и элементов в рисунке, к уровню эстетики цветных наборных полов, требуют знания того, как будут меняться геометрия и цвет разных фрагментов изображения при начальной отделке и со временем.

Все, относящееся к реализации гарантийных обязательств, может быть связано с убытками, при этом с убытками для всех. Для производителя это очевидно. Но это справедливо также и для продавца и покупателя. В процессе анализа, с чем именно связана рекламация, подпадает ли она под понятие «гарантийный случай», какой вид возмещения адекватен для установленной причины несоответствия требованиям – собственно ремонт (локальный ремонт или полная замена покрытия) или денежная компенсация, определяются материальные потери для отвечающей стороны и потери времени и эквивалент разного рода неудобств для заказчика. В любом случае эти потери являются нежелательными для всех. Наилучший способ свести их вероятность к минимуму или избежать – повышение качества продукции и услуг и выбор ответственного изготовителя и квалифицированного исполнителя работ.

При этом предоставление гарантии является важнейшим атрибутом на современном рынке, и потери на выполнение гарантийных обязательств для изготовителя товаров или тех, кто предоставляет услуги, могут сделать их усилия неэффективными, а деятельность неконкурентоспособной.

В заключение следует упомянуть о, к сожалению, иногда встречающихся случаях гарантии «имени Ходжи Насреддина». В популярной некогда книге Л. Соловьева описывается, как однажды Насреддин рассказывал дехканам на базаре, что получил шапку золота у эмира за то, чтобы научить его осла читать, поручившись за успех своей головой и взяв на это срок 20 лет. Слушатели жалели Насреддина и пророчили ему потерю головы. На что Насреддин с улыбкой говорил: «За 20 лет я, осел или эмир – уж кто-нибудь из нас обязательно умрет». Когда приходится слышать о двадцатилетней гарантии на неремонтируемое напольное покрытие из искусственных композитных материалов, срок службы которого 3-5-10 лет в зависимости от класса прочности, вспоминается мудрый Ходжа Насреддин.