Вы в Москве? Правда же, мы угадали?
Да     Нет

Новости
Конкурсное Задание Чемпионата Паркетных Специальностей 2017
На этой странице представлено Конкурсное задание ЧЕМПИОНАТА ПАРКЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 2017г
[Подробнее]

Участники Чемпионата Паркетных Специальностей 2017
На этой странице в порядке подачи и оплаты регистрационного взноса обозначены участники открытого ЧЕМПИОНАТА ПАРКЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 2017г
[Подробнее]

Первый ВЕБИНАР! Никуда идти не надо!
Дорогие друзья и коллеги! 11 июля 2017 года мы приглашали Вас на свой первый вебинар на тему: "Покрытия и разметка спортзалов, средства по уходу" Мы сохранили для Вас запись с вебинара.
[Подробнее]

Регистрация участников Чемпионата Паркетных Специальностей
Приглашаем Вас принять участие в ПЕРВОМ открытом ЧЕМПИОНАТЕ ПАРКЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, который пройдет 23 и 24 сентября 2017 года в городе Санкт-Петербург. СТАНЬ УЧАСТНИКОМ ЧЕМПИОНАТА ПАРКЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ !!!
[Подробнее]

[Все новости]

Напольные покрытия и стили оформления интерьера

Главная Напольные покрытия и стили оформления интерьера
Средства и методы стилевого оформления интерьера

Построение интерьера в разных стилях архитектурного оформления и в частности в том, что касается напольных покрытий, являющихся равноправным участником тех или иных ансамблевых стилевых решений, связано с выбором сочетающихся с идеей оформления материалов, методов отделки, цветовых и тоновых решений, введением в проект необходимых элементов стиля, принятием решения о том, будет ли это так называемый чистый стиль, эклектика или фьюжн.

И то, чему посвящено наше сегодняшнее обсуждение, относится практически полностью к поиску эстетических решений. Поэтому здесь почти не будет разговора о прочности, долговечности, экологичности. Будем считать, что с этим у «ВЕРНИСАЖА», очень строгого в выборе партнеров – производителей материалов деревянных полов и продуктов паркетной химии, специалисты которого имеют серьезный опыт укладки самых разных полов в самых разных условиях и следят за результатами эксплуатации полов своей работы, полный порядок.

пирамиды
И сегодня целью исследования являются проблемы создания красоты и стиля, соразмерности и взаимного соответствия элементов интерьеров, взаимодействия с модой, уходящей и возвращающейся на разных исторических этапах. И это при том, что мода капризна и преходяща, а напольные покрытия, по крайней мере, в том, что касается деревянных полов, довольно консервативны, если не сказать вечны.

А на вызовы моды консервативные на первый взгляд деревянные полы отвечают изменением и расширением цветовой палитры покрытий, созданием винтажных вариантов отделки полов, копчением, морением и термообработкой древесины, игрою с 4 разновидностями глянца финишных покрытий и даже сочетанием масляного и лакового финиша.

Произошедший за последние полвека прорыв в развитии средств и технологических методов деревообработки и защиты древесины позволяет в перенесении стилей предшествующих эпох в современный интерьер искусству распространиться на паркетные полы.

В наше время вся палитра образов предшествующих эпох и стилей стала доступной в эстетике паркетных полов. Сегодня в отрасли используются более 60 традиционных и экзотических пород древесины от почти белых до практически черных, а также имеются возможности разнообразного и стойкого во времени тонирования и патинирования.

В самое последнее время появились образчики паркетных модулей – декоров на основе паркетной доски или инженерной доски с лицевым слоем 4-6 мм и различными вариантами художественного замощения. Разработаны процессы искусственного старения древесины, включающие механические, химические и термические методы ее обработки. Паркетчики используют самое современное импортное и отечественное оборудование и паркетную химию от лучших европейских производителей.

Традиционная древесина: дуб, клен, ясень, карельская береза, лиственница выращивается и обрабатывается в России, а десятки видов экзотических пород поступают из расположенных по всему миру ареалов произрастания. В последние годы из экологических соображений, чтобы сохранить на планете тропические леса, наметилась тенденция к сокращению вплоть до исключения применения экзотических пород. А разнообразие цвета в существенно более широком диапазоне и соответствующая стилям оформления колористика обеспечиваются уже упомянутыми средствами тонирования, патинирования и термообработки дерева.

породы в паркете
Использование различных пород древесины в рисунках паркета позволяет расширить цветовую гамму этих рисунков и дает возможность сочетать по совпадению или контрасту следы годовых колец и сердцевинных лучей в текстуре поверхности элементов паркета из разных пород.

Одновременно с этим оно налагает определенные ограничения. Применяемые породы не должны существенно отличаться по таким показателям, как твердость, естественный блеск поверхности, стабильность к изменениям температурно-влажностных условий. Применение при стыковке элементов рисунка пород, близких по окраске (например, груша и клен, венге и тик, дуб и светлый орех), может привести к потере различимости этих элементов и «смазыванию» рисунка.

Очень осторожно следует применять породы, имеющие свойство существенно менять цвет в течение длительного времени после изготовления паркета. Точно также резкое различие текстуры поверхности, характерное, например, для разного распила платана или карельской березы, может препятствовать формированию нужных свойств рисунка.

Резкая неравномерность окраски некоторых пород, например, оливы, тика и зебрано, должна учитываться при попытке их использования в тех или иных художественных композициях и иногда делает невозможным такое использование.

Таким образом, становится понятным, что из 60 упомянутых пород древесины в композициях из разных пород можно использовать примерно четверть или чуть больше от этого количества.

В то же время нужно отметить, что такая сравнительно новая категория для напольных покрытий, как конструкция, существенно влияет на их стабильность и расширяет выбор дизайнеров и оформителей. Речь может здесь идти о многослойной паркетной доске, инженерной доске, торцовом и индустриальном паркете, широкоформатных конструкциях напольных покрытий, паркетных модулях, паркете со встроенной системой акустической изоляции, спортивных полах. И эти решения могут находить себе применение практически для всех приложений, не исключая даже и реставрацию интерьеров в исторических и архитектурных памятниках.

Современные производства, технологии и технические средства, использование традиционных пород дерева, с успехом применявшихся нашими предшественниками на ниве русского художественного паркета, в сочетании со значительной долей высококвалифицированного ручного труда позволяют при реконструкции и воссоздании исторических зданий, памятников культуры и архитектуры, воспроизводить напольные покрытия, наиболее точно соответствующие духу и стилю соответствующих эпох. И делать это с допустимыми затратами и в необходимые сроки.

любые паркетные фантазии
И хотя наша сегодняшняя тема прямо не относится к художественному паркету, но если речь идет о стилях оформления, куда же без него. Современные технологии производства и укладки паркета позволяют воплотить любую фантазию заказчика, архитектора и дизайнера.

Подобными возможностями не обладает практически ни один из других видов напольных покрытий. Современные композиции художественного паркета могут быть стильными и даже авангардными, они естественно впишутся, в том числе, в минималистский и хай-течный интерьер. При этом находки стиля ар деко смягчат холодность и герметичность хай-тека, а вензеля-монограммы, гербы и логотипы, шрифтовые композиции сделают необычным современный корпоративный или жилой интерьер.

Сочетание элементов художественного украшения с классическим («палуба», «елка», «плетенка», «шахматные квадраты» и др.) или модульным замощением, оптимизация методов укладки и оптимальный выбор пород позволяют регулировать цену покрытия в широких пределах.

К тому же, стилизация средствами художественного паркета совсем не обязательно требует дизайнерских композиций, распространенных на все пространство помещения. Иногда достаточно скромный бордюр, в рисунке которого присутствуют соответствующие элементы стиля, уложенный с фризовым отступом, может обеспечить необходимое ощущение стиля в интерьере.

Это может быть цветочная композиция для модерна, решетчатая структура или контуры автомобиля Этторе Бугатти для деко, королевские лилии или пышная гирлянда для ампира. Такой элемент, акцентирующий стиль, мало повлияет на затраты при оформлении, но выполнит свою функцию. Этакое «маленькое черное платье».

Аналогичным решением для такого эконом-варианта в разной стилистике могут быть несколько бабочек или стрекоз, розетка с атрибутами боя гладиаторов, версачевское изображение Медузы Горгоны или изящная, переходящая из одного помещения в другое композиция в стиле модерн, которую паркетчики иногда называют «удар бичом».

Стили оформления интерьеров

Достаточно широко даже и в профессиональных кругах распространено мнение о фоновом предназначении полов в стильном оформлении интерьера. Несмотря на вековые традиции создания мозаичных каменных и керамических композиций и панно художественного паркета, знамением времени являются пространства, заполненные невыразительным керамогранитом или безликой паркетной или дощатой «палубой».

Хотя даже «палубный» рисунок укладки паркета имеет множество разновидностей, в том числе очень стильных и разнообразных. Давайте поговорим о роли полов с разными видами напольных покрытий в решении задачи оформления стильного интерьера и обсудим это на примере нескольких стилевых направлений, которые являются вехами в истории архитектуры и искусства. Мода на них возвращается снова и снова.

Старая добрая классика

Классицизм проявился после первой трети XVIII в. как тенденция возврата к античности. После пышности барокко и изощренности рококо архитекторов, художников, скульпторов, декораторов и публику начали привлекать строгие формы и линии древности. Этому же способствовали археологические раскопки 1719 г. в Геркулануме и 1748 г. в Помпеях. Одно из высказываний Наполеона может считаться манифестом этого стиля: на представленном ему на утверждение эскизе канделябра работы придворного бронзовых дел мастера Шарля Персье он начертал: «Поменьше украшений, ведь канделябр будет служить императору!».

Изобразительные средства этого стиля включают цитаты из греческой и римской античности, в том числе меандры, цветочные побеги, лавровые венки и гирлянды. Часто изображаются персонажи и атрибуты античной мифологии и истории: голова Медузы Горгоны, корабль аргонавтов, оружие гладиаторов.

В оформлении интерьеров наполеоновских времен и в эпоху последовавшей реставрации воцаряется строгий канон: в центре розетка с геометрическим узором или стилизованным растительным орнаментом, которую окружают более свободные мотивы. Вся композиция окаймляется широким бордюром. Рисунок оформления безупречно правильный и однообразный.

Широкое распространение идей и форм классицизма в XVIII в. охватывает творчество художников, производителей обоев, стекла и фаянсовой посуды. Чувство меры и гармонии, вновь возобладавшее после прихотливых излишеств рококо, привело оформителей к более классическому декору.

В работах по дереву для этого стиля повторяется один и тот же несложный мотив, а декоративные элементы заимствуются из греческого и римского искусства (меандры, орлы, дельфины), используются также гирлянды из цветов и листьев. В украшениях встречаются аллегории наук и искусств -архитектуры, живописи, музыки и математики. Для классицизма характерны строгая симметрия и прямолинейные формы. Наряду с традиционными породами дерева для этого стиля характерны и экзотические – красное дерево, черное и розовое.

В то же время часто применяются светлые клен и ясень в тон с облицовкой и окраской стен. Для изготовления деревянных элементов в этой стилистике распространено использование технологии маркетри, характерной для практики современных изготовителей панно художественного паркета. Особое значение для становления классицизма имело творчество мастеров-мебельщиков Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона – создателей английской разновидности стиля.

Мода на классику в общем никогда полностью не исчезала, и в новейшие времена можно упомянуть ее ренессанс в 1960-х годах в США и 1980-х в Европе. В России возвратом интереса к классицизму отмечено последнее десятилетие ХХ века и начало нового тысячелетия. Строительство загородных домов, реставрация старинных особняков и дворцов, сооружение «элитного» жилья – стартовые площадки для новых экспериментов в «старом» стиле.


Модерн – прекрасная эпоха


Вряд ли какой-либо другой стиль в истории имел такое количество имен: ар нуво во Франции, сецессион в Австрии, югендштиль в Германии, модерн в России, либерти в Италии. Возникнув в конце XIX в. из теории и практики английского движения ARTS & CRAFTS STYLE («Искусства и ремесла») и идей Уильяма Морриса, из творческого взрыва художников российского объединения «Мир искусств», из рождественского поцелуя Сарры Бернар, доставшегося неизвестному тогда художнику Альфонсу Мухе за совершенно необычный эскиз театральной афиши, и из множества других, зачастую незаметных событий и опыта, этот «молодой» стиль почти одновременно по всему миру пророс асимметричными дивными цветами на полотнах художников, обоях и тканях Уильяма Морриса, отложился матовым инеем на стеклянных изделиях Рене Лалика и смешал цветные слои в вазах Эмиля Галле, засветился витражными композициями в волшебных лампах Луиса Комфорта Тиффани, заполнил пространства архитектуры сказочными формами Антонио Гауди, Федора Шехтеля, Льва Кекушева. Победное шествие нового стиля захватило пространства живописи, скульптуры, росписи тканей, посуды и одежды, архитектуры, изготовления кованного железа и ювелирных изделий, графики и книжной иллюстрации, рекламы. Как знать, сколь долго наслаждалось бы человечество этим буйством красоты в цвете и формах, но Первая Мировая с ужасами Вердена и Ипра изменила для человечества видение мира и знаменовала конец Прекрасной эпохи.

И хоть жизнь цветов коротка, мода на красоту не исчезает, модерн возвращается вновь и вновь. Возвращается в современных коллекциях модной одежды, в оформлении книг, в логотипах и рекламе, в отделке частных и корпоративных интерьеров и экстерьеров, в композициях художественного паркета. Характерная для модерна цветовая гамма коричневого, красного, черного, лилового, пастельные тонов в сочетании с зеленоватым и розовым поддерживается цветовой палитрой таких распространенных или достаточно редких пород, как дуб, груша, вишня, ясень, орех, венге, мербау, дуссие, ярра, тик, и такими видами древесины с рисунчатой текстурой, как зебрано, олива, платан и карельская береза, а также современными возможностями тонирования и патинирования.


Образы ар нуво с плакатов Альфонса Мухи, стрекозы и бабочки с литых бронзовых подножий ламп Тиффани и ювелирных украшений Лалика претворяются в паркетных полах асимметричными и стилизованными цветочными узорами, изображениями, составленными из нескольких пород древесины, извивами узора, получившего наименование «удар бича». Узоры и изящные росчерки, перетекающие в полах из одного помещения в другое, переходят в рисунки занавесок и кованые узоры оконных и балконных решеток и ограждений лестниц, лепнину на капителях колонн и витражи на потолке, резной камень каминных порталов и вязь декоративных рам для зеркал, образуя единый ансамбль оформления. Элементами стиля могут служить специально разработанные коллекции паркетных розеток и бордюров.

Даже нежный цветок, интегрированный в отдельную паркетную планку, характерный цветочный бордюр или монограмма, выполненная изобретенными Ф.О.Шехтелем для Московского Художественного театра литерами, могут привнести в интерьер аромат и ощущение красоты, пронизывающей этот стиль. Той же задаче послужат доски Bolеfloor c криволинейными естественными контурами. Эстетика паркетных композиций в особняках Рябушинского многократно повторена и продолжена в наше время в загородных коттеджах, в дорогих новостройках, в предназначенных под банки и офисы отреставрированных барских хоромах или вновь возведенных палатах каменных.


Паркет в ритмах деко

Стиль арт деко объединил разочарование и бесшабашность двадцатилетия между двумя мировыми войнами, орнаменты и узелковое письмо южно-американских индейцев, тепло и холод скульптурных изображений Плясуньи-босоножки из камня, бронзы и слоновой кости Дмитрия Чипаруса, воздух пространств Фрэнка Ллойда Райта, изысканную пестроту чайной фарфоровой посуды Сьюзи Купер и Кларисы Клифф и рапсодию в стиле блюз в интерьерах голливудских фильмов 30-х годов и кают и залов «Нормандии». Деко может примирить даже мечту о стиле и пространство хай-тека, рассчитанное на полуроботов - полулюдей. Недаром многие специалисты считают этот стиль последним в изобразительном и прикладном искусстве.

Величие и падение стиля деко при первой его жизни приходится на сравнительно недолгий промежуток времени. Может быть, с тем и связаны возвраты к моде на этот стиль, что человечество не вполне насладилось и наигралось всей красотой и энергетикой, ему присущими. Арт деко явился практически первым современным стилем оформления интерьеров, который смело использовал новые технологии и материалы, более демократичную и практичную мебель, разнообразное и эксцентричное освещение.

Арт деко, апеллирующий к естественному чувству прекрасного и отвечающий эталону элегантности и престижности, близкому многим, уже пережил несколько характерных периодов ренессанса, в том числе в Европе 1970-х и 1980-х. Точно также в начале нового XXI века в России четко проявилась тяга к стилю, обозначающему золотую середину между имитацией классицизма с одной стороны и радикальностью хай-тека и авантюрной эклектикой фьюжн с другой. Востребованность арт деко связана с упорядоченностью в деталях, отсутствием пышности и множественности аксессуаров, спокойной и сбалансированной цветовой гаммой и в то же время с насыщенностью атрибутикой и разнообразием различных этнокультурных традиций.

Характерная для деко контрастная цветовая гамма черного и белого, терракоты и сине-фиолетового благодаря разнообразию натуральных цветов древесины, включая ее экзотические разновидности, и возможностям тонирования значительно расширилась. При создании художественных паркетных панно находят себе применение клен, венге и эбеновое дерево, такие элегантные породы, как амарант, палисандр, розовое дерево, полосатая древесина зебрано, тангенциального дуба и ясеня. При выборе рисунков для укладки паркета в соответствии с канонами стиля можно повторить геометрические находки ковроделов 20-х и 30-х годов прошлого века - современников рождения стиля, используя неконцентрическое наложение разноцветных окружностей и взаимодействие смещенных контрастных прямоугольников.

Задача построения перемежающихся контрастных структур заставляет вспомнить о редко реализуемых вариантах использования «палубной» укладки, когда осуществляется чередование в «палубе» паркета разных пород, как контрастных, так и близких, но все же различающихся по тону. При этом чередование производится через полосу или несколько полос. Такая «палуба» может также строиться, как чередование разнотонных вписанных прямоугольников, повторяющих контур помещения. Можно использовать укладку разнотонных планок через одну в каждой полосе «палубы». Или укладку в паркете более темных планок (дуб-мербау, дуб-орех, мербау-венге) пунктиром через несколько полос «палубы», регулярно или квазислучайно. В стилистику деко хорошо впишется паркетная имитация доски из массива, когда укладка «палубой» через две-три-четыре полосы перемежается контрастной жилкой. Вполне в идеологии стиля комбинирование в составе пола паркета с керамической плиткой, которая может входить в тех или иных комбинациях в основное замощение или во фриз. При этом выбирается плитка контрастной окраски, в том числе, например, с металлизацией поверхности.

Этноинтерьер

Благодаря развитию средств коммуникации и созданию единого информационного пространства, а также возможностям путешествовать по всему миру нашим современникам открылся мир иных обычаев, эстетики, изобразительных искусств, мир незнакомых ранее и воспринимаемых как экзотические стран с таким особым укладом, как Марокко и Япония, африканские и латиноамериканские страны, Тайланд и Китай и множество других мест на нашей планете.

Итальянский мебельный фабрикант и дизайнер Пьер-Альберто Фригетти так определил сущность этого явления: «Этнический интерьер – это когда человек привозит в свой дом нечто, не имеющее никакого отношения к родной культуре. Например, африканский резной кусок дерева. Ставит его посередине, и это смотрится ярко и необычно». Этноинтерьер – это разнообразие выразительных средств, форм, колористических решений. Это способ достойно собрать эклектическую интерьерную композицию, смешивая не времена и стили, а обычаи и культуры. Это возможность комплексного интерьерного решения, сочетающего мебель, ткани, предметы искусства и народных промыслов, украшения, посуду, светильники, ширмы, ковры и циновки, орудия труда и предметы культа, гармонично развивавшиеся столетиями в рамках какого-то региона или какой-то этнической культуры. Для напольных покрытий при этом характерно использование стилизованной орнаменталистики, символики, эпиграфики, изображений редких растений и животных, заимствование элементов и образов примитивной живописи и скульптуры (например, из фресок Тассили, как это сделала в свое время художница Татьяна Котельникова), а также применение наряду с керамикой и камнем экзотических пород древесины и других растений, характерных для выбранного этноса (бамбук, пробка, кокос, венге и т.д.). Этноинтерьер стал модным в Европе более 200 лет тому назад. Можно вспомнить, скажем, оформление Китайского дворца в Ораниенбауме с проектами полов, выполненными Антонио Ринальди, и интерьер знаменитого старинного магазина «Чай, кофе» около Чистых прудов в Москве, спроектированный в конце XIX в. архитектором Карлом Гиппиусом для купцов Перловых. Но только в наше время этноинтерьер получил такое признание и распространение, что следует говорить уже не столько о моде, сколько о самостоятельном направлении интерьерного дизайна.

Для тех, кому приелся организованный европейский интерьер, кто не приемлет пышность барокко и изощренность рококо и неуютно чувствует себя в хай-течных композициях из современных обезличенных материалов и рационально организованных пространства и мебели, кого завораживает романтика дальних странствий, экзотические реалии заморских стран и символы не всегда понятных, но притягательных культур и обычаев, именно для них этноинтерьер создаст комфортную среду обитания и побудит к собирательству по всему миру аксессуаров и элементов украшения, характерных для построенных ими необычных экзотических миров.

Если говорить о видах этнического интерьера, то, пожалуй, присутствие Африки характерно для него более, чем какого-либо другого этнокультурного феномена. Будучи ранее уже представленной в колониальном стиле и стиле ар деко, она предстает в современных интерьерах ритуальными масками, копиями скульптуры Бенина и примитивной живописи, зебровыми шкурами и реалиями бредбериевского «Вельда», кожаными изделиями и металлическими шкатулками Марокко, резным камнем Эфиопии. Полы для такого интерьера – лучше желтые, красные, темно-коричневые или почти черные (бади, махагон, орех, термодерево, палисандр, венге, эбен, тонированный дуб и мореное дерево). Художественными украшениями для них могут служить сцены охоты в духе наскальных рисунков, фрагменты карты Африки, изображения животных или хотя бы контрастные вставки в палубный рисунок, вызывающие в памяти образ тканого вручную деревенского коврика. Полное совпадение ощущений дадут, конечно, каменные или подобранные в тон керамические полы, но в нашем климате лучше поискать деревянный эквивалент глинобитным или каменным полам.

Японский интерьер требует существенно большей лаконичности. В нем для зонирования пространства часто используют ширмы и передвижные перегородки, а скупая отделка ведется натуральными материалами. Здесь у дерева на полу есть только один соперник или вернее компаньон – толстые маты из стеганых соломенных циновок - татами. Японский интерьер – минималистский, и из украшений на полу можно порекомендовать паркетные планки и доски с фигурными иероглифическими вставками или композиции с видами цветущей сакуры. Минимум мебели в большей степени оставляет открытым пространство пола, для которого используются темные породы древесины с ультраматовой, матовой или полуматовой защитной отделкой лаком или маслом. Здесь уместны термодерево, темный орех, мореный или тонированный дуб, венге. Вырезанные из кости или дерева фигурки – нэцкэ, лакированные полочки, инкрустированные перламутром, шитые или деревянные резные куклы, бамбуковые циновки на полу и стенах, графика и живопись со стилизованными изображениями цветов, танцующих гейш или самураев, наконец, бонсай и икебана из трав и цветов – все это явится отличным дополнением к пространству интерьера, для фонового оформления которого используются ширмы и темные полы.

В марокканском и индийском вариантах этноинтерьера в сочетании с яркими расцветками тканей подушек, ковриков, настенных ковров, отделанных бисером, перламутром, стеклярусом, серебряными и золотыми нитями, полы призваны играть фоновую роль, обеспечивая в то же время общее цветовое и тоновое равновесие. Их цвет теплого спокойного оттенка в ряде случаев предусматривает применение груши, вишни и таких экзотических пород, как мербау, дуссие, ироко, а также тонированной в спокойные тона традиционной древесины. Для тонирования может с успехом использоваться широчайшая палитра цветов тонированного масла глубокого проникновения Berger Classic Base Oil Color.
Если для большинства вариантов этноинтерьера натуральное дерево напольных покрытий, разнообразное по рисунку и фактуре, предстает под прозрачными бесцветными покрытиями или лессирующими тонировками, то в случаях, когда нужно связать его с белыми стеновыми панелями и светлой мебелью, паркет и доски из массива закрашиваются белым по специальным технологиям, создающим на древесине полупрозрачный белесый налет или выбеливающим некоторые части структуры ее поверхности. Это характерно для интерьера в восточном стиле, в частности интерьера дзен, в котором сочетаются идеи нравственного очищения и отказа от роскоши. Здесь общий светлый фон, включающий выбеленные полы, контрастирует с геометрической простотой черной деревянной мебели.

Выстраивая интерьер в стиле шинуазри (китайский стиль), столь популярном в России XVIII века, важно заставить паркетный пол говорить на одном языке с общим оформлением интерьера и аксессуарами, его наполняющими. Здесь могут пригодиться вариант «палубы» с подрезкой планок под 45° по короткой стороне, чередованием светлых и темных планок в полосе и сдвигом на цвет планки в соседних полосах, драконоподобные формы и извивающиеся линии, так удачно использованные архитектором Антонио Ринальди при оформлении Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме, и многое другое. Полы из мербау, бади, палисандра, клена и тонированного дерева под глянцевым или полуматовым лаком будут прекрасно сочетаться с изделиями из резной кости, деревянными чайными наборами на подносах под черным лаком, ширмами с яркими аппликациями и традиционной мебелью китайских мастеров, фигурками мандаринов и копиями терракотового воинства. Возможно также декорирование полов тем, что в XVIII веке в качестве росписи украшало мебель рококо и шинуазри, - стилизованными китайскими пейзажами, выполненными в технике маркетри. Уместны в таких интерьерах также полы из темной или «прокопченной» массивной доски с фактурной обработкой поверхности дерева, например, простругиванием, а также бамбуковый паркет.


При всем разнообразии национальных особенностей и этнокультурных традиций, представленных в таком интерьере, есть некое общее свойство у абсолютного большинства используемых в нем материалов. Это их натуральность и природное происхождение. Поэтому с деревянными полами в таком интерьере могут сочетаться керамическая плитка, керамогранит и камень, а также некоторые виды кожаных и ковровых изделий ручной работы и натуральные циновки. Для деревянных полов характерна расширенная цветовая палитра, используемая декораторами в этноинтерьере. Сюда относятся все оттенки коричневого, желтый, красный, оливковый, фиолетовый, черный и почти белый, дополняемые цветами, которые придают древесине патинирование и искусственное состаривание. Средствами художественного паркета, в том числе бордюрами, розетками, модульными композициями решаются задачи воспроизведения оберегов, талисманов и имеющих сакральный смысл изображений животных. Кроме цвета, ряд изобразительных задач можно решать, используя рисунки фактуры древесины, характерные, например, для таких пород, как лэйсвуд, зебрано, а также для пробкового покрытия.

Пожалуй, наиболее сложно выстроить этнический интерьер на современной кухне. И здесь на помощь придут однотонная или с рисунком керамическая плитка в рабочей зоне и контрастный паркетный или дощатый фрагмент в зоне обеденной, состыкованные в необычном геометрическом ракурсе, несущем эстетику соответствующей этники, а также отделка кухонной мебели экзотической древесиной, привезенные керамическая или фарфоровая посуда и кухонные аксессуары.

Этноинтерьер – это погоня за индивидуальным, самобытным в пику стандарту и мейнстриму. Конечно, в большинстве случаев мы скользим по поверхности и пытаемся строить философию (характерную, например, для японского и китайского интерьеров), собирая в кучку привезенные со всего мира сувениры и имитируя орнаменты и цветовые коды. Но и попытки выстроить национальный антураж «один в один» и нескрываемая стилизация на тему имеют право на существование. Главное, чтобы не изменял вкус и не делались попытки совместить несовместимое, что превращает эксперимент с этноинтерьером в китч.

Черно-белый интерьер

С победой цветной фотографии и кинематографа черно-белые образы Даггера, Ньепса, барона Адольфа де Мейера, Картье-Брессона, Родченко, элегантные герои немого кино и голливудских фильмов 30-х годов отдалились, чтобы временами возвращаться в кинохронике, в сериальных ретроспекциях, в презентациях антикварных аукционов, где винтажные черно-белые отпечатки старых мастеров давно уже стоят очень заметных денег. И даже зеброподобная черно-белая композиция, рожденная в середине семидесятых творческим воображением Джанни Версаче, не получила сразу сколько-нибудь заметного отклика и до поры до времени пролежала невостребованной в папках великого модельера.

Конечно, черно-белая гамма никогда не выходила полностью из обращения. Вспомним маленький черный эталон элегантности, введенный в обращение Коко Шанель, или реалии аскетичного и в то же время наполненного шумом ветра, плеском морской волны, грацией бамбука и может быть потому не нуждающегося в многоцветье красок японского интерьера. Симбиоз белого и черного всегда в моде. Иногда эта мода одновременно поражает индустрию одежды, интерьеры, канцелярские товары и подарки. При этом может показаться, что это новая тенденция, дизайнерский прорыв, что теперь так будет долго или всегда. Но потом в черно-белую гамму кто-то вводит палево-розовый персик, зеленое яблоко, красный цветок, а под нашими ногами среди венге и клена открывается лиловый амарантовый глаз на крыле бабочки или вспыхивает узором гирлянда из мербау на рукописном фоне карельской березы.

После весенней миланской выставки с «Токийской бабочкой» (Tokyo Butterfly) из кориана Кими Хасегава и московского I Salone 2007 интерьерные журналы писали о победе черно-белых диванов и кухонь. В этом же году «Неделя декора с журналом «Мезонин» и выставка «Интерьер шоу» в Московском манеже закрепили эту победу. Мебель – важный элемент интерьера, но не единственный. Паркетчики ощущают веяние моды по повышенному интересу к темным экзотическим породам или вдруг овладевающему многими желанию устроить в новорижском или стрельненском коттедже или в типовой двушке традиционный японский интерьер. Конечно, это сужает цветовую гамму при выборе в широком диапазоне цветов более чем 60 пород древесины и моря тонировок, применяемых в современном паркетном деле. Однако множество оттенков белого и черного, характерных для такого натурального и потому не определенного жестко по цвету материала, как дерево и тонированное дерево, предоставляют декораторам достаточно широкие возможности работы в черно-белом пространстве. Венге, мореный дуб, эбеновое дерево, палисандр, термоклен и термоясень и их цветовые антиподы - клен, ясень, граб, лиственница дают достаточное число вариантов для черно-белых игр на полу, не говоря уже о возможностях тонирования и патинирования. Среди этих вариантов ряд классических рисунков укладки паркета и, прежде всего, шахматные квадраты и французская елка, которые и при выполнении из одной породы благодаря игре света в фактурах поверхности древесины создают на полу контрастные сочетания. Даже ординарная «палуба» при чередовании с определенной кратностью планок разных пород создает контрастные структуры. Полосатые структуры в паркетном покрытии могут связать отстоящие пространства или задать направление и ритм движения, одновременно являясь характерным элементом интерьера деко.

Возможности выразительных средств художественного паркета даже в прокрустовом ложе двухцветной гаммы обеспечивают множество вариаций на черно-белую тему. Здесь и взаимопроникающие зебровые структуры, силуэтные образы и контрастные символы, шрифтовые композиции и многое другое. Черно-белое исполнение обостряет конфликт образов, но отнюдь не менее эмоционально, чем многоцветные паркетные панно. И хотя кажется, о какой моде можно говорить применительно к деревянным полам, рассчитанным на столетие, а иногда и на столетия, паркет, как собственно и весь интерьер, может быть модным и стильным, несмотря на весь свой консерватизм.

Казалось, этот черно-белый призрак, как и положено призракам, пройдет по помещениям и растает максимум через полгода. Не тут-то было. Следующее «Интерьер-шоу» в Манеже осени 2008-ого одело в черно-белые декоры уже более половины стендов, а весенний кризисный номер «Лучших интерьеров» воспроизвел их в цитатах интерьеров из Москвы, Версаля, Минска, Тайчжуна, Солнечногорска, Харькова, Милана, Кирова, Буэнос-Айреса, Ростова-на-Дону. И как знать, чего здесь больше: ностальгии по винтажным образам прошлого, прививки от перекормленного цветом гламура или кризисной аскезы. «Жизнь моя – кинематограф, черно-белое кино».

Заключение

Паркетные полы в классических интерьерах, в пространствах ар нуво и ар деко, в этноинтерьерах – пример того, как может быть модным и стильным один из самых долговечных и консервативных ингредиентов декора. Мода изменчива, а ручная работа, чистый стиль, естественные материалы всегда были и будут востребованы и оценены. Сочетание выстроенных для выбранной стилистики паркетных полов с соответствующими украшениями и цветовыми решениями в оформлении мебели, дверей, стеновых панелей и кессонных потолков позволяет реализовать ансамблевое оформление интерьеров, подчиненное единой стилевой идее.

Конечно, следует сказать, что большинство заказчиков воспитаны на эклектической стилевой традиции. Именно этим определяется вспыхнувшая популярность этностиля. Редко – редко среди них встречаются те, кто влюблен в какой-то один выраженный стиль. Это счастливый, но требующий очень многого от проектировщиков и оформителей случай. Я встречал за многие годы не более полутора десятков таких проектов. Это было всё-таки в основном обращение к традиции Belle Epoque – прекрасной эпохи модерна, и по одному разу – к шинуазри в Китайском загородном доме под Москвой и к американскому дикому Западу с его джинсовой культурой, ковбойскими стетсон хэтс, культом Харлея – Дэвидсона в детской части дворца уважаемого арабского шейха. К сожалению, часто заказчик либо не знает, чего хочет, либо хочет «разлюли малину». И тогда дизайнер – интерьерист для него – компас, собака-поводырь, путеводная звезда. Специалисты компании «ВЕРНИСАЖ» - верные «пятницы» и помощники проектировщиков и оформителей в создании стильных пространств и интерьерных ансамблей. Как сказал когда-то Мис Ван дер Роэ, «Мы предпочитаем твердо стоять на паркете, но при этом смотреть на звезды».

М.Сорочкин
Статья М.Ю.Сорочкина
Сорочкин М.Ю.


Все статьи Михаила Сорочкина читайте здесь.